Форум за Незалежнасьць

Форум за Незалежнасьць яднае аматараў і экспэртаў у справе выпрацоўкі канцэпцыі беларускай дзяржаўнасьці й незалежнасьці. Форум мадэруе Інстытут Дзяржаўнасьці й Дэмакратыі.

Вы не ўвайшлі.

#1 2009-10-03 13:05:14

admin
Вядоўца
Зарэгістраваны: 2008-01-24
Паведамленьняў: 87

Пётр Садовский. Минское послушание Андрея Кураева

Минское послушание Андрея Кураева: только ли благодать в его устах?*

Пусть простят меня читатели, что не присовокупляю в заголовке к имени Андрея Кураева суперлативов и приставок «протодиакон, профессор, миссионер, сектовед» и прочая. Делаю это потому, что как человек созерцательный не люблю гордыню и на всякого учителя, пусть даже одаренного природой и Богом, смотрю как на обычного смертного, чьи знания не освобождают его от тех нравственных мерок, которыми мы оцениваем любого человека. Мои рассуждения – об этике миссионерства.

Пишу эти заметки под впечатлением лекции Андрея Кураева во Дворце искусств по улице Долгобродской накануне приезда Предстоятеля РПЦ Кирилла в Минск.

Слово «благодать» я употребляю в церковно-теологическом смысле (дар Божий) вместо по-светски переосмысленного «харизма», которым характеризуются даже личности вроде Гитлера и его поклонников. Поэтому для меня по определению понятие благодати отделяется от «профанских страстей» и политики. Думая о призвании и трудах человека, я вспоминаю афористичное изречение Серафима Саровского: «Паче поста и молитвы – послушание».

Я не знаю, как молится и постится сегодня протодиакон Кураев, знаю, однако, что он, как и многие из нас, прошел нелегкий путь духовных исканий: в старших классах школы мальчик Андрей выпускал газету «Атеист», а уже работая референтом Патриарха Московского и всея Руси Алексия, вспоминал о своих взрослых годах так: «Я знакомился с политическими и общественными деятелями, видел, из каких страстей, побуждений исходят люди, делающие политику. При этом сам я никогда не стремился заниматься политикой – ту деятельность воспринимал скорее как послушание…». Это цитата из сайта Андрея Кураева.

Ещё цитата из российского Интернета про Андрея Кураева: «5 апреля 2009 года во время Божественной литургии в Исаакиевском соборе за малым входом Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан протодиакона с возложением камилавки за активное миссионерское служение и работу с молодежью».

Идя на встречу с живым Кураевым, я хотел увидеть и услышать прежде всего не что он скажет, а как он будет предварять выступления Патриарха в Беларуси, как он, человек умный и образованный, разрешит публично самую главную, на мой взгляд, проблему современного миссионерства в Беларуси: как совместить идею интимности веры с тезисом о так называемых традиционных территориях бытования православия. Я вспоминаю интересный ответ одной нашей именитой писательницы на вопрос о том, какая из религий ей ближе по восприятию живой жизни. Она ответила: «Я крещена в православии, но теперь по моему душевному складу я ближе к лютеранству».

Тяжело, но, наверно, возможно было бы российскому миссионеру найти тихие, добрые слова о созерцательной и догматической вере, о языке проповеди и Священного писания, о терпимости к соседствующим конфессиям, может, вспомнить послание апостола Павла к римской общине (15:20). Живая встреча миссионера с аудиторией предполагает в хорошем смысле ловлю душ, приумножение числа сторонников через ту самую благодать, а не ёрничанье с интонацией всезнающего победителя. Без посыла добра нельзя пленить душу эрудицией. Многознание может только приятно оглушить внемлющего, как тютчевский «наружный шум».

Сам смысл предполагаемых речей Патриарха в Беларуси был понятен заранее: для РПЦ «Белоруссия – это часть святой Руси», а тесное сотрудничество белорусской власти с православием – «явление, заслуживающее самых высоких похвальных слов».

Забегая вперед, скажу, что лектор Кураев после трех лекций в Минске не был «повержен в смущение» вопросами «провинциальной» публики (вот она, белорусская толерантность!), и во время онлайн-конференции с белорусскими слушателями на радио «Свабода» в содержательном и стилистическом смысле был предельно понятен, лапидарен и категоричен, определяя белорусский «церковный патриотизм» как не очень умный национализм: «Почему вы говорите о каком-то русском шовинизме? Шовен – это французский капрал, по сути, как солдат Швейк». И пошла эрудиция о происхождении слова, уводящая от прямого ответа на вопрос. Вопрошающему об автокефалии был дан такой ответ: «А зачем вам своя автокефалия? Чтобы у вашего Патриарха была шапочка другой формы, не такая, как у Московского? А зачем Библию переводить на белорусский язык? Чем вам не нравится церковнославянский? Это очень хорошее церковное эсперанто. А вдруг какой-нибудь поляк захочет перейти в православие. Зачем ему учить белорусский?...»

Знает профессор Кураев отлично ответы на заданные вопросы, но лукавит: как говорят, noblesse oblige. Да, положение гонца Патриарха РПЦ обязывает Андрея Кураева делать вид, что он не знает того, что уже полтора века знают представители европейских наций, нашедших «исторически своевременно» свою коллективную идентичность: язык литургии и национальная церковь формируют высокое словесное сознание и соборность нации.

Думаю, что так выразиться, например, в Германии господин Кураев бы не посмел. Там бы ему сразу напомнили об отце немецкого литературного языка и нации Мартине Лютере…

Лютеранам на лекции православного миссионера вообще не повезло. Своим благодарным слушателям миссионер Кураев, пересказывая исследование некоего автора (без аллюзий на анекдот в европейском смысле) поведал, что Лютер страдал всю жизнь запором, потому провел массу времени в отцовском сортире, где и написал свои знаменитые 95 обличительных тезисов против папских индульгенций, приколотив листки с филиппиками на адрес папы на дверь виттенбергской Замковой церкви. И якобы этот сортир раскопали, и теперь он станет музейным экспонатом. Еще было сказано, что Лютер был сам похотлив и призывал монахов к прелюбодеяниям «для освобождения плоти». Не пощадил профессор и католиков. Они в общем-то тоже сектанты по сравнению с истинными православными, потому что оформились позже. Конечно, они более достойные, чем лютеране. Ну а избрание поляка Кароля Войтылы папой – почти дело случая. Тут важную роль сыграл вечерний тост одного баварского епископа на ужине в папских трапезных покоях накануне дня выборов папы.

«Работа с молодежью», за которую Андрей Кураев удостоился камилавки протодиакона, по-видимому, значительно влияет на стилистику его миссионерских посланий. Во дворце искусств в тот вечер сидела вполне приличная публика: воцерковленные граждане, вопрошающие созерцатели и кроткие догматики, дамы со взором горящим, люди творческих профессий, было несколько лиц в церковных одеяниях. Зал не был колонией для трудновоспитуемых подростков, вниманием которых надо было завладевать. Все настроились на откровения. Тишина была абсолютная. Боковым зрением я наблюдал за реакцией сидящего рядом со мной священника на пассажи лектора. Иногда он поёживался. Дискомфорт был. В начале встречи миссионер Кураев поведал, что он буквально испытывал оргазм, когда первый раз в жизни в личном заявлении выводил на бумаге пером слова «Его Преосвященству …». В доверительном просторечии лектора то и дело слышались выражения вроде «стукнула моча в голову», «это глупый вопрос», «эту мякину надо выбросить из головы», под аплодисменты присутствующих (совратил-таки своей лекторской харизмой!) было произнесено греческое слово, созвучное одному очень матерному российскому … Хотел я задать «умный» вопрос, но побоялся. А вдруг скажет, что это какой-то тахелес. А у меня уже седая голова. К тому же в отличие от Андрея Кураева я не люблю рок и Гарри Поттера.

Непристойными показались мне высказывания о последних годах патриаршества Алексия, о скорректированном на телевидении интервью Кирилла сразу после избрания. Это как-то бросало тень на новоизбранного Патриарха. Не совсем уместными показались мне и уничижительные эпитеты в адрес валаамских монахов. Не для этой аудитории всё это было. Как-то было некомфортно (как при фальшивой ноте певца на сцене) слушать доверительное признание о том, как новый Патриарх всё расспрашивает протодиакона Андрея Кураева о том, что говорят в Москве, что пишут в Интернете… На вопрос о том, что такое чудо в православной трактовке, лектор как-то шутя, с экивоком на известного минского протоиерея, сказал, что вот он пойдёт завтра в храм и совершит чудо. Слушатели, наверно, ждали проникновенных слов о православной эпифании.

В заключение цитата из русского Интернета об Андрее Кураеве в его же собственном исполнении: «Я невысокого мнения о своем публицистическом таланте, а тем более богословском. Пишу на какую-либо тему только тогда, когда вижу: никто больше этого не делает…»

Думаю, что, скромно оценивая плоды своего послушания на публицистической ниве, Андрей Кураев, немножко кокетничает. Пишет он, как мало кто, хорошо. Одни названия книг повергают в пиетет. Разве что избыток эрудиции иногда ведет автора вразнос, уводя от христианских благодетелей, а в устном изложении возникает опасность потерять чувство адекватной связи с аудиторией. Боюсь рассуждать о том, какое начало тут побеждает – трансцендентное или земное. Похоже, что второе. Соскальзывает временами миссионер Кураев обеими ногами в болото земных страстей, девальвируя свой незаурядный талант. Не его в этом вина. Искушают его. Порою кажется, что из какой-то фрейдистско-дьявольской бездны вырастают его парадоксально-популярные и циничные ответы: «Вы спрашиваете, что такое миссионерство. Это желание продать некий товар тому, кто в этом товаре не нуждается». Это из той же лекции во Дворце искусств. Но ведь нельзя продать товар, говоря купцу: «Бери, дурак, хорошая вещь…» Кажется, миссионер Кураев несет нерадостно свой крест. Легкое владение словом и бездна знаний не подогреваются светом изнутри. Слишком тяжела для думающего герольда колесница цезаропапистской церкви, озирающейся больше на власть предержащих, чем на Господа.

Говоря о «непонятностях» в текстах православной службы, лектор отметил, что писались эти тексты гигантами духа и скроены были под них самих. Поэтому они не всегда подъемны для нас. «Если я надену доспехи Ильи Муромца, я рухну под стол», -- пошутил Андрей Кураев.

Наверно, протодиакон Кураев пожалел в тот вечер себя и нас, сирых минских провинциалов, и дал публичный урок облегченного модернового послушания в лоне белорусской христианской субкультуры.

Пётр Садовский,
кандидат филологических наук

--
*Артыкул напісаны па-расейску ў разьліку на мэтавую групу чытачоў (заўв. рэд.).

Offline

 

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson